Новый фильм Романа Полански (1933 г.р.) "Венера в мехах" (2013 г., Франция) я бы назвала своеобразной ловушкой для мозга.
Почему? Потому, что самыми первыми кадрами камера плавно ведёт зрителя под дождём в сумерках вечернего города. Нигде ни души. Но зритель послушно и не отвлекаясь идёт вслед за камерой. Взглядом...Здание, в котором открываются одни за другими несколько дверей. Понятно - это театр. Зритель вошёл. И всё. Ловушка захлопнулась. Ведь уже интересно, что будет дальше, для чего режиссёр нас туда заманил и что же за вечер такой выдался...
Дальше начинается удивительное и странное действо. Персонажей всего двое. Он и Она.
Он - сценарист и драматург Тома Новачек, автор пьесы, для которой ищет главную героиню (роль играет французский актёр Матьё Амальрик /1965 г.р./).
Она - актриса Ванда фон Дунаева, опоздавшая на пробы, попавшая под дождь, спешившая, сломавшая каблук, мечтавшая об этой роли...(роль сыграла французская актриса Эммануэль Сенье (1966 г.р.) - третья жена Романа Полански с 1989 г.
По сюжету - у сценариста день прошёл насмарку: из 35-ти кандидаток не подошла ни одна. Он очень голоден и зол, собирается домой, ему звонит невеста...
И тут - эта девица, словно сбежавшая из борделя. Похожа на мокрую курицу. В каком-то невообразимом наряде с огромными сумками в руках. Она невыносимо вульгарна и развязна. Непрестанно жуёт жвачку, готова тут же раздеться или переодеться - да уже и переодевается перед опешившим сценаристом, у которого не хватает духу её вытолкать. Он растерянно таращит глаза, потому что кандидатка, хотя и не голая под мешковатым плащом, но в мини-юбке, в белье, которое обычно дамы прячут, а у неё всё это на виду: и чулки, и пояс к ним, и бретельки всякие, и вообще...
Признаюсь: спустя 20 минут просмотра в голове всё ещё живёт недоумение: что же это такое происходит и когда антракт...
Но по мере разворачивания сюжета и текста начинаешь чувствовать себя единственным зрителем в этом волшебном театре, который устроил Роман Полански.
Стоит сказать, что фильм снят по пьесе американского драматурга Девида Айвза, который, написал её по мотивам знаменитой когда-то повести австрийского писателя Леопольда Риттер фон Захер-Мазоха "Венера в мехах" (1870 г.). И автор пьесы в фильме - тоже написал свою пьесу, основываясь именно на этом сюжете...Всё слегка запутано. Но одновременно и закономерно, если погрузиться в глубины человеческой психики...
А в той глубине...Что-то иногда странное и тёмное происходит в жизни маленьких мальчиков, которые или остаются без материнской ласки, или терпят унижения и наказания от взрослых, особенно от женщин...
Автора пьесы в фильме в детстве потрясла порка, которую ему устроила тётка. Такой же эпизод имеется в биографии настоящего "отца" "Венеры в мехах" Захер-Мазоха, которого избила родная тётка за то, что подглядывал за её любовными играми, Роман Полански рано осиротел - мать умерла, когда он был малышом, ему довелось пройти через ужасы еврейского гетто, куда бросили семью во время войны...Отец вернулся после войны с новой женой...
Фильм надо смотреть и слушать. Несмотря на довольно скудный антураж и всего лишь двух героев, он психологически многослоен, как пирог с начинкой, благодаря диалогам :). На наших глазах происходит удивительное превращение персонажей - они как бы меняются ролями. Сначала доминирует сценарист, а затем как-то незаметно власть переходит к той, которая опоздала на пробы.
Интересно наблюдать за игрой Эммануэль Сенье, на лице у которой самый чувственный орган - рот. Он ярко накрашен и постоянно пребывает в движении. Рот этот улыбается, кривится, открывается, закрывается, теребит жвачку, произносит нежные слова и площадную брань...Полански знает толк в женщинах...

Фильм пронизан чувственностью, его герои почти выворачивают наизнанку свои чувства. И уже сложно понять, где они настоящие и вообще: это они репетируют пьесу или это они сами такие, как есть в этой жизни, безумно одинокие в реальном мире...Они ссорятся и мирятся. Они готовы тут же то ли броситься в объятия друг другу, то ли навеки расстаться, но...уже попали под влияние богини Венеры...
Впрочем - ещё один интересный нюанс от Романа Полански, показывающий, насколько иллюзорен мир кино: вообще-то в фильме ведь нет ни Венеры, ни мехов...Всё зависит от нашего с вами воображения. Что мы себе придумаем, что нафантазируем, то и увидим...Впрочем, меха как бы появляются пунктиром - в самом конце, но они уже не существенны после всего, что случилось с главными героями...
Добавлю, что в прошлом году фильм "Венера в мехах", его актёры и создатели получили ряд престижных наград на разных фестивалях.
Единственное недоумение, которое у меня возникло при уточнении информации: фильм почему-то трактуется как комедийный...Наверное, у меня с чувством юмора во французских фильмах не очень...:)

Journal information