В тот августовский день мой маршрут пролегал на археологические раскопки, но проехать просто так мимо сказочного дворца графа Петра Румянцева-Задунайского (1725-1796 гг.) в селе Вишенки Коропского района я не смогла…
Попросив своего доброго спутника остановить машину, сделала несколько кадров. А потом заинтересовалась историей самого дворца. Потому что даже спустя столько лет (появился этот дворец во второй половине XVIII в.) он доставляет радость взгляду. Сколько всего прошумело в этих краях – революции, войны, а дворец – вот он! Конечно, ему нужны реставрационные работы, конечно, любой дом без ремонта и настоящего хозяина страдает. Но сделанный на совесть по прекрасному проекту этот сказочный дворец простоит ещё немало лет.
У дворца своеобразная архитектура – с элементами ближневосточных дворцов и средневековых замков в стиле готики. И это неспроста: его хозяин Пётр Румянцев-Задунайский был настоящим воином, участвовал в сложных сражениях и поэтому хотел жить в доме, который бы ему напоминал о боевых походах. Зубцы на башнях дворца – один из таких своеобразных элементов.
Тайна рождения
Неординарной и оригинальной личностью был граф Пётр Александрович. Уже само его рождение в селении Строенцы (нынешнее Приднестровье) было сопровождено немалой долей подозрительных слухов, потому что некоторые биографы утверждают, опираясь на известные им факты и письма, что настоящим отцом Петра Румянцева был Пётр I-й.
В то время его мать, графиня Мария Андреевна Румянцева (в девичестве -- Матвеева) ожидала мужа, который по поручению Петра I-го ездил в Турцию. Новорожденный был назван в честь царя Петром, а крёстной матерью младенца стала жена Петра I-го императрица Екатерина I. И в сохранившихся письмах того времени есть свидетельства о том, что впоследствии императрица Елизавета Петровна относилась к Петру Румянцеву как к члену семьи.
Отец его Александр Иванович Румянцев был человеком талантливым и умным. Генерал-аншеф. Дипломат. Начал карьеру обыкновенным солдатом, потом попал в денщики к Петру I-му, дослужился до генерал-аншефа и графа. Карьера у него складывалась преимущественно дипломатическая (именно дипломатом он хотел видеть и своего сына Петра, но не задалось).
Язык у Александра Румянцева был не только хорошо подвешен, но и был острым. За это он однажды и поплатился всеми чинами и орденами. Потому что за какую-то не пришедшуюся по нраву остроту императрица Анна Иоанновна в 1732 году не только лишила его всего этого, но вдобавок ещё и отправила вместе с семьёй в ссылку в далёкую Казанскую губернию.
Там, в ссылке, строгий отец заставлял семилетнего сына Петра постоянно зубрить букварь.
Впрочем, через три года Александр Румянцев был милостиво прощён и вернулся. А у его сына появился удивительный учитель из местных – Тимофей Сенютович, а также другие учителя-иностранцы. И одной из отличительных черт Петра Румянцева была впоследствии та, что по-немецки и по-французски он писал и говорил намного лучше, чем по-русски.
Современники характеризовали его, взрослого, как эгоиста и честолюбца, который пробелы в образовании восполнял постоянным чтением серьёзной литературы, имел диалектический светлый ум, дар скорочтения (читал бегло на трёх языках), замечательную память.
По существовавшей в те времена традиции юный Пётр Румянцев в десятилетнем возрасте был записан рядовым лейб-гвардии Преображенского полка. Шустрый и непоседливый юноша в
Но… 14-летний юноша, оказавшись за границей, стал вести настолько неподобающий начинающему дипломату и даже просто юноше из приличной семьи разгульный образ жизни, что коллеги пришли в ужас.
В результате очень скоро, через год, «за мотовство, леность и забиячество» его отозвали и отправили служить в Сухопутный шляхетский корпус. Но разве этого могло исправить шалуна? Спустя всего лишь два месяца 15-летний кадет заработал такую репутацию неусидчивого и склонного к безобразиям кадета, что педагоги были в шоке и мечтали от него избавиться. Никакой управы на него найти никто не мог. К тому же, кадет, воспользовавшись отсутствием отца, вскоре из корпуса просто сбежал…
Исправить его, наверное, могла разве что армейская дисциплина. И поэтому появился приказ генерал-фельдмаршала Миниха, которым Пётр Румянцев был отправлен в чине подпоручика в действующую армию.
16-летним юношей он принимал участие в русско-шведской войне 1741-1743 гг. Отличился при взятии Гельсингфорса. В
Получив это донесение, императрица Елизавета Петровна приказала присвоить юноше звание полковника и назначила командиром Воронежского пехотного полка. В следующем,
Но никакие звания не могли умерить его буйный нрав и бившую ключом энергию. Жизнь он вёл такую весёлую и разгульную, что отец в письмах сетовал: «мне пришло до того: или уши свои зашить и худых дел ваших не слышать, или отречься от вас…»
Проказам и шалостям молодого полковника не было конца. Однажды, рассказывают современники, чтобы досадить ревнивому мужу любовницы, Румянцев «в костюме праотца Адама» устроил под окнами дамы строевое учение своего батальона…
Впрочем, вскоре юный граф по-настоящему серьёзно влюбился и женился на княжне Екатерине Михайловне Голицыной. Хотя, как утверждают современники, это не особо усмирило его энергичный темперамент. В браке этом у него родились три сына Михаил, Николай и Сергей, которые семей не создали и в роду Румянцевых оказались последними…
Хотя, когда после смерти отца он вступил в 1749 году в наследство и оказался владельцем солидной графской собственности, легкомыслие из него испарилось…
Война -- войной
Молодой 23-летний полковник Пётр Румянцев в
К тому времени, когда началась Семилетняя война, молодой граф Пётр Румянцев был в чине генерал-майора. В
В
Император Пруссии Фридрих II. Автор портрета Антон Граф
Этот поступок командира настолько вдохновил русские войска и напугал врагов, что прусские войска бросились удирать без оглядки и понесли тяжёлые потери. Император Фридрих потерял при том бегстве свою треуголку, которую нынче можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
А выигранное сражение принесло графу Петру Румянцеву славу одного из самых талантливых русских полководцев. В награду он получил орден Святого Александра Невского.
Во многих сражениях принимал участие талантливый полководец. Например, в 1770 году в битве при Ларге Румянцев разбил в пух и прах 80-тысячную армию турков, имея в распоряжении 25 тысяч солдат.
В
Время шло, принося новые события и внося коррективы. В России скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III, который очень симпатизировал Пруссии и Фридриху II… Поэтому новый царь вернул пруссакам отобранные у них земли и вывел оттуда русскую армию – вот так бывает на войне.
Зато новый царь не обошёл вниманием молодого полководца и наградил Петра Александровича Румянцева орденами Андрея Первозванного и Святой Анны, одновременно присвоив ему чин генерал-аншефа.
Губернаторство
Потом престол российский перешёл к Екатерине II-й, и граф Румянцев, посчитав, что его карьере пришёл конец, подал прошение об отставке. Прошение не было принято, потому что императрица хотела удержать на службе такого неординарного человека и после увольнения гетмана Разумовского губернатором Малороссии был назначен Пётр Румянцев. Он получил указание сделать административно более тесным отношение Малороссии и России. Это случилось в
Прибыв в Малороссию, где прошло его детство, уже в качестве правителя, 40-летний Румянцев-Задунайский перво-наперво объехал всю территорию. И внёс в малороссийскую коллегию дельное предложение – сделать «генеральную опись». Так появилась на свет знаменитая Румянцевская опись. Новый губернатор тщательно следил за исполнением наказов, требовал суровых мер, если этого требовала ситутация.
Плосле внимательно осмотра территории деловой и активный граф создал и предоставил императрице целую программу реформ в Украине. Программа содержала 19 пунктов. Многие из слишком смелых императрица отклонила. Но зато одобрение получили идеи по созданию почтовой связи, родильных приютов, госпиталей, замене в городах деревянных домов каменными
И, как это ни удивительно, но сегодняшней почтой, которая практически доступна во всех населённых пунктах Украины, мы обязаны именно графу Румянцеву-Задунайскому.
Также среди его новаторских предложений была идея улучшить образовательный уровень и создать на базе Братского монастыря в Киеве и Елецкого монастыря в Чернигове университеты, потому что тот уровень, на котором работали Киево-Могилянская академия, а также Черниговский и Переяславский коллегиумы, сильно отставали от уровня подобных университетов Европы.
Граф не забыл и про женщин: девушкам предполагалось давать образование в стенах реквизированных женских монастырей – Фроловского в Киеве, Девичьего в Глухове, Пятницкого в Чернигове. Предполагалось также и открытие военной и вокально-музыкальной школ…
Конец
В
Коварный и преследующий свои цели Потёмкин организовал всё таким образом, что графу не было предоставлено ни провианта, ни войска, ни боевых припасов, ни возможности сражаться. Поэтому вскоре граф попросился в отставку, удалился в своё имение Ташань, где заперся в комнате. Делал вид, что не узнаёт своих живущих в бедности детей.
Там он и умер в 1796 году.
Остатки роскоши
Дворец Петра Александровича Румянцева Задунайского в Вишенках, безусловно, можно отнести к шедеврам архитектуры. В его стенах останавливались знаменитые гости. Например, во время своего путешествия в Крым 1787 году в этом недавно возведённом на то время дворце останавливалась императрица Екатерина II.
Надо сказать, что здесь в былые времена был целый комплекс дворцов, который впоследствии был разрушен новым владельцем. При советской власти здание было отдано под дом для престарелых, а потом здесь располагался пионерский лагерь.
Я надеюсь ещё не раз побывать в тех местах, рассмотреть дворец поподробнее и оказаться внутри. А закончить хочу словами классика Г.Державина, которые он посвятил графу Петру Румянцеву-Задунайскому:
Водопад
Journal information