Инесса Фтомова (finka_free) wrote,
Инесса Фтомова
finka_free

Categories:

Здравствуй, будущее в Цифре!



Марина и Сергей Дяченко. Цифровой. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.

Талантливые фантасты во все времена опережали своё время. Неизвестно, как им это удаётся, но факт остается неопровержимым. Слишком многое из описанного в ставших классическими произведениях Жюля Верна, Владимира Винниченко, Артура Кларка, Аркадия и Бориса Стругацких, и десятков других авторов давно стало привычным в нашей жизни.
Ракеты и самолеты, телефоны и телевизоры, компьютеры и мобильная связь, скайп и искусственная пища -- перечислять можно долго.

Но я в последние годы наблюдаю странный процесс.
 

Если раньше до воплощения вроде бы вымышленного фантастом явления проходили едва ли не века или хотя бы десятилетия, то сегодня этот процесс чрезвычайно ускорился. И это, честно говоря, как-то даже волнует и несколько тревожит. Потому что я чувствую, как колышется перед нами невидимая завеса близкого будущего и от нее уже веет упругим ветром неизведанного ...

Вспомним: от «Путешествия на Луну» Жюля Верна (не буду говорить уже о предшественниках талантливого писателя, которые также об этом писали) до настоящего полета космонавтов на спутник Земли прошло почти столетие. Изображённые в произведениях Дж. Апдайка, Рея Брэдбери, братьев Стругацких предметы, события и явления проявились в реальности через несколько десятилетий.

А то, о чем пишут современные фантасты, становится нашей реальностью гораздо быстрее, чем 20-30-50 лет назад.
Именно под таким углом я наблюдаю в последнее время за творчеством талантливых современных фантастов Сергея Лукьяненко (Россия) и Марины и Сергея Дяченко  (Украина). В чём-то их творчество последнего десятилетия идёт как бы параллельно (просто удивительно, как это может быть, ведь эти писатели живут и творят в разных государствах абсолютно автономно).
Но главное для меня даже не это, а то, о чём в их произведениях идёт речь.
 
А говорится в последних романах и Лукьяненко, и Дяченко о стремительном приходе в нашу жизнь цифровых технологий. И я просто физически ощущаю, насколько близко к воплощению в нашей реальности то, о чём они пишут. Уверена в одном: нам не придется ждать слишком долго, чтобы в этом будущем оказаться. Мало того, иногда мне кажется, что мы уже оцифрованы и мы уже -- там, в завтрашнем дне. Только ещё не осознали этого.

Роман Марины и Сергея Дяченко «Цифровой» я прочитала благодаря сыну. Подростку не терпелось побыстрее прочитать это анонсированное важным аналитическим изданием произведение. Мало того, пришлось покупать русскоязычный вариант «Цифрового», поскольку в магазине сын, полистав украиноязычный вариант, однозначно его забраковал. Сказал категорически: «Видимо, Дяченко экономят на приличных переводчиках, переводят с русского сами, а это у них получается не слишком хорошо. Купи мне то, что они написали сначала на русском ». Я посмеялась над таким подростковым максимализмом, но купила русский вариант, потому что вкусу сына насчёт языков доверяю.

 Потом несколько дней терпеливо ждала своей очереди, пока роман был «проглочен».

Дяченко своим «Цифровым» меня не разочаровали. Даже немного ошеломили, и я неожиданно поняла, что наше общество действительно за пару шагов от будущего. Именно после «Цифрового» у меня и возникло ощущение параллельности между творчеством Марины и двух Сергеев: все они пишут о внедрении в нашу жизнь цифровых технологий.

Персонажей реального мира в романе Марины и Сергея не так много: 14-летний подросток Арсен Снегов, его родители, несколько одноклассников и партнеров по играм и взрослый мужчина Максим, курирующий талантливого Арсена.

События реального мира в романе, хотя и довольно драматические, но они -- только фон. Гораздо важнее то, что происходит там в мире виртуальном. И именно этот виртуальный мир оказывается опасным, трагическим, непостижимым, необъятным и именно в том мире необходим мудрый поводырь. Иначе просто не выжить ни в физическом мире, ни в виртуальном -- слишком тесно они переплетены между собой.

Начинается «Цифровой» ярким и необычным параллельным миром Арсена - это многофункциональная игра в Сети. С опасными интригами, коллизиями, событиями, мятежами и казнями.

Чем заняты его родители? Мать -- блогер, который после работы погружается в свой мир френдов и вся её активная жизнь проходит именно там. Отец всё свободное время проводит у телевизора, отслеживая бесконечный поток новостей и бурно реагируя на то, о чём в телевизоре рассказывается и показывается. Время от времени родители спохватываются, пытаются как-то оторвать сына от монитора, но это им не под силу, потому что они и сами также живут, словно в параллельном иллюзорном мире – каждый у своего экрана.

Кстати,  пишу эти заметки отнюдь не по свежим следам: проч
итала роман пару лет назад на одном дыхании (он вышел в 2009 г.) и сегодня могу отметить, что тогда ещё не наблюдалось такого повального погружения нашего общества в социальные сети. Сегодня же практически в каждой семье, где стоит подключенный к Интернету компьютер, хотя бы один член семьи (если не больше) проводит своё свободное время или ВКонтакте, или в Одноклассниках, или на Facebook, или в Твиттере, или ведёт свой блог, или Живой Журнал. И количество пользователей этих сетей неуклонно растёт. Особенно в городах. Именно туда, в социальные сети, люди переносят свои эмоции, впечатления и чувства.

И я, грешным делом, думаю, что всё это придумано, сделано и предложено землянам умышленно. Кто-то там, наверху, всё это фиксирует, аккумулирует и ... передаёт дальше.

 «Весь город – куча ярких игрушек, подумал Арсен. Да что там – весь мир. И я только осбираюсь запустить туда руки. Только примериваюсь.

И потому роман Дяченко меня немного поразил прозорливостью. Потому что знаю семьи, где через сетевые игры супругов разрушились семьи, где виртуальные игровые браки обернулись реальными разводами, где ежедневно идут «бои» за место перед монитором, где родители (а уже поздно!) хватаются в отчаянии за головы, потому что их мечта, чтобы ребёнок сидел дома занятый делом, а «не слонялся по улицам неизвестно где», осуществилась, но ... не так, как хотелось. Ребёнок-то дома, но одновременно его душа и его мозг вовсе не здесь. 

 Чем опасна частая смена носителей, надо объяснять?
 - Надо.  
 - Разрушаются привычные связи. Ты отвыкаешь чувствовать себя человеком.

А перед этим Арсена постигло очередное яркое переживание:
«Ему страшно не хотелось возвращаться. Он съёжился, сделавшись совсем маленьким, и тучей завис перед огромной панелью светящихся окон. Он смотрел на людей: тысячи, миллионы лиц. Он видел их все одновременно: сквозь мониторы компьютеров. Сквозь мониторчики мобилок. Сквозь окошки ай-подовых, бесконечных игровых и рабочих устройств, всего, что подключено к Сети. Это не были люди и его маленькой человеческой части захотелось с ними поиграть».

 Цифровые технологии – порождение человеческого мозга. Или не человеческого. А какого-то Вселенского. Ведь Максим, куратор и непрошенный друг Арсена признаётся, что... он не человек, а цифра. С бесконечным количеством резервных копий. Т.е. он практически бессмертен. Его нельзя убить или уничтожить. Запись пересохраняется бесконечное количество раз…


Как это возможно?

  «Записав двоичным кодом порядковый номер всех букв в алфавите, получим азбуку. Когда ты читаешь слово «корова», видишь шесть букв… Но при желании можешь увидеть белую с рыжими пятнами, рогатую, с большими губами, с выменем до самой земли, вернее, до самой травы, потому что кругом луг, цветёт белая кашка, лето, солнце, роса…Ты преобразовал шесть символов в образ….

-- Не морочь мне голову, Максим, -- сказал Арсен. – Это волшебство. Ты волшебник, а вся твоя псевдонаучная риторика – заклинания.

-- Не будем спорить о терминологии.

-- Я очень прошу: не надо записывать меня на диск…»

 Это и в самом деле страшно. Но не для всех.

 -- Рано или поздно, -- сказала Аня с угрозой, обращаясь непонятно к кому, -- люди придумают себе сейвы. Я готова полностью уйти в цифру, навсегда, только бы сохраниться – и потом загружать сохранение. Кто-то умер -- а ты перезагрузился, -- и он опять жив…»

 Роман читается практически на одном дыхании. В нём – масса узнаваемых ситуаций. И мне почему-то думается, что очень скоро роман перестанет считаться фантастикой…

В нём – масса неожиданных сюжетных поворотов, когда кажется, что уже всё понятно. Авторы сталкивают эту понятность в цифровую пропасть. Исчезающие с земного плана люди… становятся персонажами новых игр. Популярны игры с большим количеством концовок. Не надо плакать об утраченной Любви и о Девочке – купи игру и увидишь свою Девочку в ней. 24 счастливых конца.

Играй!

 А мне вдруг подумалось: 24 счастливых концовки для любого набора персонажей и событий - вот где бесконечный простор. И если вдруг представить такое для нашего общества! Для любого из нас?! Или для нашей Верховной Рады с её бесконечными раздорами…. Вот и предложение для разработчиков игр - создать новую серию «Независимая Украина: борьба и достижения. 24 счастливых конца» или: «Верховная Рада Украины: от выборов до выборов. 24 счастливых конца». И будем тогда все играть и играть. А, возможно, мы уже давно и так играем…




 


Tags: литература
Subscribe

  • Бабочки знают толк

    И снова - про банан, то бишь тыкву. Напоминаю: сорт - Розовый банан. Вкусен даже запечённым кусками в фольге. Сладок. Мягок. Бабочки знают толк в…

  • Вечерний звонок

    телефона напугал пенсионерку. Темнеет с каждым днём всё раньше. Телевизор и радио нынче наперебой транслируют страшилки. Подружки-кукушки, тоже…

  • Крючок

    сломался на давно подаренном друзьями декоративном украшении. Не выбрасывать же украшение? Проще ведь заменить крючок - так я решила, отправляясь в…

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments